Откуда в автомобилях берутся аллергены | Скидки на автообслуживание (СТО)

Откуда в автомобилях берутся аллергены

Новости авто

Откуда в автомобилях берутся аллергены

Откуда в автомобилях берутся аллергеныЗатемненный конференц-зал, на большом проекционном экране докладчик показывает лазерной указкой на фотографии людей со слезящимися глазами, опухшими носами, а также покрытой всевозможными высыпаниями, дерматитами и экземами кожи. Визуальный ряд сопровождается лекцией, которая почти целиком состоит из медицинских терминов, вроде ‘иммуноглобулин’, ‘медиаторы’, ‘плазмоциты’ и ‘антигены’.

Но не пугайтесь, вы не перепутали автомобильную рубрику ‘Ленты.Ру’ с разделом ‘Медицина’. ‘Иммуноглобулин’ и ‘дерматиты’ попали к нам в заметку прямиком с семинара по автомобильным аллергенам – опасным для здоровья человека веществам, с которыми водитель может столкнуться в своей машине.

Это мероприятие организовал европейское подразделение Ford, чтобы привлечь внимание к собственным достижениям по снижению количества вредных для здоровья человека материалов в конструкции автомобилей. Но о ‘Форде’ чуть ниже, а пока мы кратко познакомим вас с тем, что представляет собой салон современной легковушки с точки зрения врача-аллерголога.

Источники опасности

Во-первых, несколько слов о самой аллергии. Этот термин появился относительно недавно – его ввел в оборот в 1906 году австрийский врач Клемент Фон Пирке. С точки зрения традиционной медицины, аллергия – это повышенная чувствительность иммунной системы организма к ряду веществ, которые называются аллергенами.

Причем, вовсе не обязательно, чтобы в их роли выступали природные яды или токсичные продукты технической деятельности человека: одним из самых распространенных аллергенов является пыльца растений, а в числе техногенных субстанций можно упомянуть латекс, из которого… что только не делают.

И хотя в салон машины могут проникать и аллергены естественного происхождения, наибольшую опасность для автомобилистов представляют в первую очередь аллергены второй, ‘рукотворной’ группы, потому что находясь внутри машины, человеку приходится контактировать с ними постоянно. Учитывая, что современные городские жители зачастую проводят в своем личном транспорте по несколько часов в день, простаивая в пробках по дороге на работу и с работы домой, — эту потенциальную угрозу не стоит недооценивать.

Так выглядит пыльца растений, которая является очень распространенным аллергеном. Некоторые автопроизводители устанавливают в своих автомобилях специальные фильтры для салона, которые не только очищают воздух от загрязнений, но и препятствуют проникновению пыльцы внутрь.

Как нам рассказали на семинаре, на автомобили Ford тоже устанавливаются такие фильтры. Причем их эффективность проверена специалистам независимой экспертной организации T?V с помощью пыльцы тутовника, частицы которого значительно меньше частиц большинства встречающихся в Германии растений.

Например, воздух внутри большинства современных автомобилей представляет собой коктейль из полибромдифениловых эфиров (ПБДЭ), фталатов (эфиров фталевой кислоты), а также из еще около ста летучих органических веществ (ЛОС). Откуда берется эта ‘химия’?

ЛОСы выделяются, испаряются и выпотевают из всевозможных полимеров, широко используемых при производстве современных ‘легковушек’. Что касается фталатов, то они применяются в качестве пластификаторов при производстве деталей из поливинилхлорида (ПВХ), а также искусственной кожи. ПБДЭ, в свою очередь, нужны производителям автомобилей в качестве ингибиторов (замедлителей) горения. Поэтому ими пропитывают практически все детали интерьера, включая обивочную ткань и деревянные вставки (если такие есть в салоне).

Кроме того, люди в машине не только дышат воздухом, но еще и находятся в постоянном контакте с деталями интерьера, а это тоже чревато аллергической реакцией. Например, если пластик рулевого колеса произведен из компонентов, являющихся сильными аллергенами, или если рукоятка коробки передач будет выполнена из аллергенного никеля или его сплава.

‘Черные’ списки

Естественно, использование веществ, наносящих вред здоровью человека, в автомобилестроении ограничено. Во-первых, у каждой страны на этот случай есть собственный свод всевозможных санитарно-гигиенических и экологических нормативных актов.

Во-вторых, автопроизводители сами составляют для себя списки запрещенных субстанций (black list), и разрешенных с ограничениями (grey list). В ‘черные’ списки обычно включают радиоактивные материалы, ртуть, шестивалентный хром и так далее. ‘Серые’ вещества использовать можно, но для них установлены строгие лимиты, с учетом вредности данного вещества для здоровья человека или окружающей среды.

Вдобавок, многие автомобильные компании полностью запрещают использование в своих автомобилях некоторых токсичных или вызывающих аллергию веществ в любых количествах. Хороший пример — концерн General Motors, который первым среди мировых автопроизводителей отказался применять поливинлхлорид при производстве деталей интерьера для своих машин.

На иллюстрации — фрагмент выпущенного в 2005 году служебного документа концерна General Motors (GMW3059), в котором запрещается без особого разрешения использовать при производстве автомобилей GM материалы, содержащие бензол, асбест, соли шестивалентного хрома, формальдегид, свинец и сплавы со свинцом, ртуть и ее сплавы, полибромдифениловые эфиры, а также радиоактивные вещества.

Помимо GM от ПВХ отказалась и в ‘Хонде’. Правда, японцы перестали использовать только те поливинилхлоридные детали, которые изготавливают с добавлением фталатов. А компания Volvo, например, полностью отказалась от ПБДЭ.

В общем, процесс ‘оздоровления’ автомобильных интерьеров идет, но, к сожалению, системным его назвать пока нельзя – у большинства компаний свои представления о том, какие вещества и в каком количестве могут присутствовать в автомобильном интерьере. В результате, у потребителя, особенно гиперчувствительного к автомобильной ‘химии’ или озабоченного своим здоровьем, нет надежного способа определить, насколько безопасна для его здоровья понравившаяся машина.

Причем уже существуют и общепринятые стандарты аллергической безопасности, и независимые экспертные компании, способные провести такую сертификацию. Однако у крупных мировых автоконцернов такая практика пока широкого распространения не получила.

И зря: согласно данным социологов, которые нам озвучили на ‘фордовском’ семинаре, западноевропейские покупатели автомобилей заботятся о том, насколько безопасен автомобиль для их жизни и здоровья, сильнее, чем, например, о его дизайне, динамических характеристиках или мультимедийных гаджетах.

На ‘кухне’ у ТЮФ

Европейский Ford – один из немногих автопроизводителей, использующих ‘антиаллергенный’ тренд для повышения конкурентоспособности своих автомобилей. Например, С-Max в 2004 году стал первым ‘фордом’, получившим сертификат ‘Салон без аллергенов’ от авторитетной независимой немецкой организации, занимающейся разработкой стандартов и техническим аудитом – ТЮФ (Technischer ?eberwachungsverein (T?V) – Объединение предприятий технадзора).

История профессиональных экспертных объединений T?V началась в Германии в середине 19 века, когда в частные руки был отдан надзор за котлами всех паровых машин. С этой целью крупные промышленники создавали союзы, которые в дальнейшем утратили узкую ‘котоловую’ специализацию и стали просто крупнейшими техническими экспертными инспекциями, и которые к стали разрабатывать свои собственные технические стандарты.

Всего в Германии 14 ТЮФов, и европейский ‘Форд’ работает с одним из самых больших объединений, которое контролирует территорию Рейнской области — важнейшего промышленного региона страны.

В этом году сертификацию пройдут уже десять моделей европейского ‘Форда’ – сейчас сотрудники ТЮФа проверяют аллергическую безопасность новых Galaxy и S-Max. Российских журналистов позвали на семинар по ‘аллергической’ безопасности для того, чтобы отметить именно этот повод. Причем организаторы мероприятия не только решили рассказать нам, какие аллергены подстерегают человека в салоне машины, но и показать методику сертификации. Видимо, чтобы мы сами могли убедиться в ее эффективности.

В принципе, этого можно было бы и не делать – Т?V итак достаточно авторитетная организация. Достаточно сказать, что в Германии предприятия, входящие в ТЮФ, осуществляют инструментальный контроль технического состояния автомобилей, или, говоря по-нашему, техосмотр. Но, все же, оказавшись на экскурсии в лабораториях расположенного в немецком Кельне подразделения Т?V, мы не смогли не рассказать об увиденном нашим читателям.

Итак, проверка аллергенной безопасности интерьера автомобиля, согласно требованиям стандарта ТЮФ, проводится в три этапа. Во-первых, научные сотрудники этой организации проверяют, какую ‘химию’ и в каких количествах выделяют отдельные детали интерьера машины. Для этого, в лабораториях есть набор герметичных емкостей, через которые можно пропускать с постоянной объемной скоростью чистый воздух, имитируя процесс воздухообмена в салоне автомобиля.

После емкости воздух с продуктами испарения проходит через фильтр, в котором примеси задерживаются. Такая методика позволяет провести как качественный, так и количественный анализ содержания аллергенов в воздухе у поверхности детали. Причем в лабораториях ТЮФ есть даже кубовые камеры, в которые можно целиком засунуть автомобильное кресло.

На верхней левой фотографии — герметичная емкость, в которой определяется концентрация аллергенов в воздухе рядом с поверхностью вытянутых деталей. На следующем изображении — воздухозаборники, размещенные на уровне лица водителя и предназначенные для отбора проб из салона автомобиля.

В правом нижнем углу одна из сотрудниц ТЮФа демонстрирует журналистам фильтр, с помощью которого улавливаются примеси, появляющиеся в воздухе при контакте с деталями интерьера автомобиля. Над этой фотографией — открытая дверь кубовой камеры. Внизу слева — камера, в которой автомбиль выдерживается восемь часов при постоянной температуре, и в которой проводятся стационарные замеры качества воздуха в салоне машины.

Изучив детали интерьера по отдельности, немецкие специалисты переходят к интегральной оценке содержания вредных веществ и аллергенов в салоне машины. Для этого пробы воздуха берутся в реальной машине, с момента производства которой прошло не более месяца. При этом сорбирующий ‘химию’ фильтр с помощью штатива устанавливается на уровне носа (или рта) предполагаемого водителя – напротив подголовника.

Перед измерениями машина выдерживается при постоянной температуре (21 градус Цельсия) в течение как минимум восьми часов, в закрытом помещении. Измерения проводятся в течение 30 минут: сначала в неподвижном автомобиле, а затем и в движущемся. Эти замеры, естественно, повторяются несколько раз, чтобы получить статистически достоверный результат.

Кроме этого, в ТЮФе проводят тест, который позволяет подтвердить аллергенную безопасность материалов интерьера при непосредственном контакте с кожей человека. Для этого используется самый распространенный метод определения аллергической реакции у человека – на коже делается надрез или накол, куда помещается образец исследуемого вещества. Если организм спокойно переносит чужеродное тело, значит — опасности нет.

Альтернатива T?V

Пока у сертификата T?V ‘Салон без аллергии’ есть всего один конкурирующий стандарт, и он до Европы еще не добрался. Речь идет о добровольной сертификации аллергической безопасности автомобильных интерьеров, которую проводит JAMA — Ассоциация японских автопроизводителей. В Японии этот стандарт распространен, и большая часть автомобилей, продающихся на внутреннем рынке, имеют подобный сертификат.

Однако монополия на европейскую ‘аллергическую’ сертификацию, которая сейчас оказалась в руках у ТЮФ, скоро будет нарушена — подобный стандарт должен появиться и в системе ISO.

Кстати, кроме Японии собственный сертификат появиться и у двух других азиатских автомобильных держав. В Китае его разработкой занимается SEPA — Управление по защите окружающей среды КНР. Ожидается, что в силу документ вступит в начале 2012 года. В Южной Корее над стандартом аллергической безопасности для салонов автомобилей сейчас работает MOCT — Министерство строительства и транспорта.

Чьи ‘тапки’

Учитывая, что штаб-квартира европейского ‘Форда’ и ТЮФ Рейнской области находятся в одном городе – Кельне, а также тот факт, что ‘Форд’ является единственным в мире автопроизводителем, который получил для своих автомобилей сертификат ‘Салон без аллергенов’, напрашивается вывод, что между этими компаниями существует какая-то особая связь помимо формальных отношений ‘заказчик-исполнитель’.

И действительно, специалисты Ford и ТЮФ вместе разрабатывали стандарт аллергической безопасности. Однако обвинять T?V в ангажированности или поблажках не стоит. По словам ‘фордовцев’, этот стандарт по многим позициям жестче, чем аналогичные требования других организаций или национального законодательства большинства стран.

Например, согласно стандарту T?V, предельное содержание в воздухе автомобиля паров проявляющего канцерогенные свойства бензола не должно превышать пять миллиграммов на кубический метр, а по нормам JAMA (Japan Automobile Manufacturers Association – Ассоциация японских автопроизводителей) для этого вещества не установлено вообще никаких лимитов.

Однако, скорее всего, какая-то особенность в совместном стандарте ТЮФ и Ford все же есть. В противном случае странно, почему к этой сертификации до сих пор не прибегают и другие автопроизводители. Ведь затраты невелики – на пресс-конференции нам объявили, что T?V берет за проверку одной модели ориентировочно 50 тысяч евро.

Возможно, специально или невольно добившись существенного снижения содержания некого аллергена в воздухе своих автомобилей, ‘фордовцы’ внесли это низкое значение в стандарт, и тем самым, закрыли (по крайней мере, на время) двери ‘тюфовских’ лабораторий для конкурентов. Но, даже если и так, то винить ‘Форд’ за это нельзя. Как говорится, ‘кто первый встал, того и тапки’. К тому же, для потребителей гораздо важнее тот факт, что именно благодаря активности автомобилепроизводителей интерьеры современных машин становятся ‘здоровее’.

Артем Бетев