В Украине хотят увеличить несколько штрафов для водителей
В Украине хотят увеличить несколько штрафов для водителей
За что хотят штрафовать.
В Украине могут существенно увеличить несколько штрафов для водителей, а также ввести новые – два соответствующих законопроекта поданы в Верховную Раду.
За что хотят штрафовать
Оба законопроекта, поданные в парламент в марте, касаются нововведений в Кодекс Украины об административных правонарушениях.
Один из них (№10131) предлагает усилить ответственность за нарушение правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами.
Если сейчас за непристегнутый ремень или езду без мотошлема предусмотрен штраф в размере трех необлагаемых минимумов доходов граждан (51 грн), то в случае утверждения новых норм платить придется в 10 раз больше – 510 грн (30 необлагаемых минимумов доходов).
Напомним, Правила дорожного движения обязывают водителей мотоциклов и мопедов быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без такого шлема. А водители автомобилей обязаны пользоваться ремнями безопасности сами и следить, чтобы ими пользовались пассажиры – в том числе на задних сидениях.
Второй законопроект (№10130) касается введения в Кодекс Украины об административных правонарушениях нового штрафа – за нарушение правил перевозки детей.
Речь идет прежде всего о необходимости перевозить детей в автокреслах. Так, согласно пункту 21.11 Правил дорожного движения, запрещено перевозить детей младше 12 лет (либо ростом меньше 145 см) в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, но без использования специальных средств, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью таких ремней (это может быть автокресло по возрасту либо специальный бустер – прим.ред.).
До сих пор нарушение этих норм не было урегулировано законодательно. Теперь же предлагается ввести штраф за подобные правонарушения – в размере 30 необлагаемых минимумов доходов граждан (510 грн).
Если же в течение года водителя повторно поймают на таком же нарушении, то он может заплатить уже 850 грн (50 необлагаемых минимумов доходов).
Отметим, норма ПДД о правилах перевозки детей касается также запретов перевозить детей до 16-летнего возраста в кузове любого грузового автомобиля, а организованные группы детей — в темное время суток.
Почему предложены новшества
В Украине владельцы автомобилей используют детские кресла лишь для 12% детей возрасте до 6 лет, и практически никогда не заботятся о безопасности более старших детей, отмечает в пояснительной записке к законопроекту №10130 его автор – нардеп Антон Геращенко.
Такие статистические данные получила исследовательская компания Ipsos в рамках проекта Модернизация и повышение безопасности дорожной сети в Украине несколько лет назад. В то же время в Германии уровень пользования детскими креслами составляет 99%, в Чехии — 96%, в Эстонии — 96%, в Польше — 93%, приводит сравнительные цифры Геращенко.
При этом в Германии халатные родители платят штраф за отсутствие автокресла в размере 60 евро, в Чехии — 78 евро, в Эстонии — до 400 евро, в Польше — 35 евро.
В пояснительной записке к законопроекту также приведены данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которым правильно установленные детские автомобильные кресла уменьшают вероятность смерти младенцев в случае ДТП на 70%, а детей более старшего возраста — на 54-80%.
«Испытания на безопасность демонстрируют: обычные автомобильные сиденья и ремни безопасности не гарантируют защиты пассажира, рост которого меньше 135 см. При фронтальном ударе ребенок легко выскользнет из-под ремня, изготовленного под габариты взрослого пассажира», — напоминает Антон Геращенко.
Он также вошел в группу из 20 депутатов, инициировавших второй законопроект (№10131) – о повышении штрафов за езду без ремней безопасности либо мотошлема.
Его авторы напоминают о том, что Украина входит в число европейских лидеров по трагическому показателю – уровню смертности и травматизма на дорогах. По данным Нацполиции, ежегодно в Украине гибнет на дорогах около 3,5 тыс. человек и травмируются не менее 35 тыс.
Причем массовое игнорирование украинцами ремней безопасности и мотошлемов лишь увеличивает эту статистику, считают народные депутаты, среди которых Мустафа Найем, Светлана Залищук, Ирина Геращенко, Виктория Войцицкая и другие.
Нынешний штраф в 51 грн за такие правонарушения они называют «слишком снисходительным и несоизмеримо низким». Его увеличение поддерживают даже сами украинцы, напоминают авторы законопроекта: 66% опрошенных в рамках того же проекта Ipsos высказались в поддержку идеи усилить ответственность за игнорирование ремней безопасности.
Необходимость этой простой меры безопасности доказана многими исследованиями, указано в пояснительной записке к законопроекту. Так, по данным ВОЗ, эффективность ремней для спасения жизни составляет 50% для ДТП, результатом которых в случае неиспользования ремней стала бы смерть водителя и пассажиров.
То же касается и мотошлемов, использование которых может снизить риск гибели на 40%, а риск тяжелых травм — примерно на 70%.
Сегодня же уровень пользования ремнями безопасности в Украине является самым низким среди всех стран Европы. Ими постоянно пользуются лишь 23% украинских водителей, свидетельствуют данные исследования кампании За безопасные дороги, проведенной в 2018 году. Тогда как во Франции 99% водителей постоянно используют ремни безопасности, в Чехии — 97%, в Словении — 93%, в Польше — 83%.
Штраф за игнорирование ремня безопасности во Франции составляет 135 евро, в Словении — 120 евро, в Чехии — 77 евро.
Инициаторы указанных законопроектов также отмечают, что повышение штрафов будет максимально эффективным лишь в сочетании с контролем со стороны полиции и проведением масштабных информационных кампаний для украинцев.
Новые нормы уже утвердили?
Еще нет. На данный момент два законопроекта переданы на рассмотрение профильному комитету Верховной Рады. Если там документы одобрят, то они поступят непосредственно в парламент для голосования.
В случае если нардепы решатся поддержать новые штрафы, их предложено ввести в действие уже на следующий день после даты публикации принятых законов.
Кроме того, авторы законопроекта о детских автокреслах предлагают рекомендовать Кабмину внести изменения в ПДД о повышении безопасности перевозки детей – на это у правительства будет три месяца после вступления закона в силу.